Физика  для  строителей
  Строительные материалы
  Строительные машины
  Опыт строительства
  Прочие строительные статьи
  Строительные объявления
  Обратная связь
  Главная страница

 
 В помощь снабженцу
 

 
 Строительные новости

22.6.2019
Новая марка сверхпрочной стали от компании Ruukki

  Погодоустойчивость и сверхпрочность. Именно эти два необходимых для конструкционных сталей качества сочетаются в Optim 550 W, конструкци...

2.6.2019
Кондиционером управляет мобильник

  Кондиционером, оказывается, можно управлять с… мобильного телефона. Новую технологию разработала известная компания по производству сотово...

12.6.2019
Новинки насосного оборудования GRUNDFOS

Гости выставки SHK-2011 первыми в России смогут увидеть работающие модели новых цифровых дозировочных насосов и бытовых сантехнических агрегатов
...

10.6.2019
Секрет оборачиваемости опалубочной системы

  Технология возведения зданий из монолитного бетона по-прежнему наиболее популярна в Европе. Главным же критерием качества опалубочных сист...

 

 

 

 
 В помощь снабженцу
 

 Физика  для  строителей

   На протяжении ряда лет кафедра физики предлагает программы нескольких специальных дисциплин, которые могут быть полезны на старших курсах студентам строительных специальностей различных факультетов МГСУ.
   Это такие дисциплины, как техническая гидромеханика, элементы акустики, физика аэрозолей, физики твердого тела и др.
   Очевидно, что какие-то фрагменты курсов этих дисциплин повторяют программы по предметам, читаемым студентам строительных специальностей преподавателями технических кафедр, однако это нас не смущает, а кажется весьма полезным.
   Физика является той фундаментальной наукой, которая позволяет легко усваивать и понимать технические и инженерные дисциплины, в первых главах которых, как правило, ведется изложение физических законов. Поэтому внедрение физики с ее стройной логикой объяснения физических процессов, лежащих в основе решения тех или иных технических проблем, когда студентам строительных специальностей старших курсов эти проблемы уже ясны, весьма полезно.
   В качестве примера приведем в таблице названия тем, включаемых в курсы технических дисциплин, изучаемых на некоторых факультетах МГСУ, а также тем научных исследований на этих факультетах, в основе которых лежат фундаментальные физические законы. При этом отметим, что часть этих тем излагается в общем курсе, а часть в специальных курсах, предлагаемых кафедрой физики.
   Преподавание физики в техническом вузе имеет свою специфику. Обучение будет особенно продуктивным, если при рассмотрении некоторых вопросов, не нарушая строгости и логики изложения, мы сможем указать, где эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении технических дисциплин и вообще при освоении специальности.
   Проиллюстрируем данное утверждение на примере факультета ТГВ. При изложении законов теплового излучения на младших курсах мы говорим, что оно относится к одному из видов теплопередачи, физические свойства твердых тел определяют их прочностные и теплоизоляционные свойства, теория колебаний используется в теории теплоустойчивости; явления переноса – теплопроводность, внутреннее трение, диффузия – процессы, определяющие во многом комфортность помещений. Изучение законов электростатики и движения частиц в электрических полях необходимо для понимания процессов ионизации воздуха; понятия энтропии, термодинамических потенциалов, появившиеся в физике, являются основой технической термодинамики и т.д.
   Студенты строительных специальностей старших курсов уже ясно представляют все аспекты выбранной ими специальности, поэтому слушают и понимают разделы курса физики более прагматично. Они задают вопросы по излагаемым темам уже с целью применения теоретических знаний на практике.
   На четвертом курсе факультета ТГВ студентам строительных специальностей предлагается изучить новый курс («физика аэрозолей»), являющийся частью технической дисциплины, называемой охраной воздушного бассейна. Очистка воздуха от загрязнений – это одна из актуальных технических проблем. Можно излагать способы очистки воздуха, ограничиваясь лишь описанием различных схем очистки, аппаратов, приборов и устройств др.
   Однако это изложение становится более осмысленным, если рассматривать физические процессы, лежащие в основе создания этих аппаратов. При этом траектории аэрозольных частиц рассчитываются на основе II закона Ньютона, изучаемого студентам строительных специальностей и на I курсе и применяемого здесь для решения конкретной технической проблемы.
   Весьма полезным, как нам кажется, является рассмотрение сил, действующих на частицу, броуновского движения частиц, влияние их размеров на действующие силы, отличия сил сопротивления, действующих на жидкую и твердую частицы и т.д., то есть рассмотрение чисто физических вопросов в абсолютно технической дисциплине.
   Совсем по-другому студенты строительных специальностей воспринимают применение теоремы Остроградского-Гаусса для расчетов полей в электрических осадителях (вопросы физики, которые были для них ранее абсолютно абстрактны) и в специальном курсе наполняются интересным и нужным для освоения специальности содержанием.

  

   Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что повторение некоторых вопросов общего курса физики, а также углубление и расширение определенных тем, объединяемых под общим названием специальных дисциплин, читаемых на старших курсах, является актуальным и полезным для формирования специалиста, инженера с более широким кругозором в области своей специальности, более глубоким пониманием физических процессов, лежащих в основе технических дисциплин, и большими возможностями для творческой работы.

  Н.А. Парфентьева